Уголовно-исполнительный кодекс РФ ( УИК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 112. Общее образование осужденных к лишению свободы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ часть 1 статьи 112 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2007 г.

См. текст части в предыдущей редакции

1. В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.

2. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

3. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

4. Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

5. Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

6. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. N 194-ФЗ в часть 7 статьи 112 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

7. Организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.


<Статья | Статья 112 | Статья 113>

Научно-практический комментарий:

1. Общее образование осужденных согласно ст. 9 УИК отнесено к основным средствам их исправления. В соответст-вии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в России общее образование является обязательным. Со-гласно п. 1 ст. 19 этого Закона общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.
Комментируемая статья в отношении осужденных к лишению свободы устанавливает свои правила, ограничивая воз-раст для обязательного получения образования 30 годами и определяя обязанность получения лишь общего образования. По ИТК этот вопрос решался иначе: возраст осужденных, обязанных обучаться в школе, ограничивался 40 годами и получить они должны были общее среднее образование. Для выполнения этой задачи во всех ИК и ВК были организованы и функционировали средние школы (или их филиалы).
2. Сейчас положение с организацией общеобразовательного обучения резко изменилось: сократилось общее количество школ (по состоянию на 1 января 2008 г. функционируют 301 вечерняя общеобразовательная школа, 447 учебно-консультационных пунктов, 338 профессионально-технических училищ), резко упал образовательный уровень осужденных. Так, согласно переписи осужденных 1999 г., в местах лишения свободы в общей массе содержащихся лиц около 4% осуж-денных имеют образование в пределах начального, а 29,5% - в пределах неполного среднего. В настоящее время требования закона об обязанности обучения осужденных в возрасте до 30 лет, не имеющих общего образования, выполняются далеко не в полной мере, не охвачено обучением в школе примерно 30 тыс. человек. Примечательно также и то, что по сравнению с 80 - 90 гг. XX в. увеличилось число обучающихся в начальных классах (имеется много неграмотных осужденных). Раньше в школах начальные классы практически не функционировали: осужденные в основном обучались в старших классах. Это связано с резким падением образовательного уровня людей (особенно подростков и молодежи), находящихся на свободе. По результатам переписи осужденных 1999 г. образование в пределах начального общего имели 5,3% лиц, отбывающих лишение свободы. В ВК созданы все необходимые условия для получения осужденными среднего (полного) общего образования: небольшая часть из них (около 30 человек) обучается за пределами ВК (заочно) в средних и высших учебных заведениях профессиональной подготовки.
3. В соответствии со ст. 9 Закона РФ "Об образовании" образовательные программы подразделяются на общеобразо-вательные и профессиональные, которые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. К про-фессиональным относятся программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессио-нального и послевузовского профессионального образования. Каждая образовательная программа определяет содержание образования конкретного уровня.
Для сдачи осужденными выпускных и переводных экзаменов они освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы.
4. Отношение осужденных к обучению в определенной мере свидетельствует об уровне их интеллектуального и обще-го развития, степени усвоения и реализации полученных знаний, стремлении к исправлению. Положительное отношение осужденных к обучению законодатель всячески поощряет, так как это создает основу для успешной их адаптации к услови-ям свободы после освобождения из ИУ. Педагогический коллектив общеобразовательных школ в связи с этим обязан участ-вовать в воспитательной работе с осужденными как в процессе обучения, так и в рамках воспитательного процесса, осуще-ствляемого в пределах отряда или всего коллектива ИУ в рамках реализации единых режимов педагогических требований, предъявляемых к осужденным.
Участие учителей в воспитательном процессе является необходимым условием комплексного подхода к исправлению осужденных. Это участие проявляется в непосредственном обучении и воспитании осужденных, методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, работе в составе советов воспитателей, организации и проведении групповых и массовых мероприятий среди осужденных и т.п. Следует подчеркнуть важность и эффективность работы педагогических коллективов школ; их деятельность (как и сами школы) всегда находится в центре внимания руководства ИУ. Особое внимание уделяется комплектованию преподавательского состава.
5. Общеобразовательное обучение осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, в традиционных формах не организуется. В ИК особого режима, где содержатся эти лица, администрацией ИК создаются необходимые условия для самообразования указанной категории осужденных. В этих целях используются возможности имеющейся библиотеки, консультации, в том числе и заочные (в форме дистанционного обучения), педагогов и специалистов, подписка на отдельные издания как самостоятельно, так и с помощью родственников и иных лиц и др.
6. Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования законодатель относит к веде-нию Минюста России и Министерства общего и профессионального образования РФ <1>. В соответствии с Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах УИС, утвержденным Приказом Минюста России и Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 61/70, разграничена компетенция указанных министерств в деле организации и осуществления общеобразовательного обучения осужденных. На ИУ возложены обязанности учета осужденных, подлежащих обучению, обеспечения условий для проведения образовательного процесса, обеспечения безопасности работников школы и контроля за соблюдением ими режимных требований и т.п.; на школу - ответственность за организацию образовательного процесса в соответствии с учебными планами и программами, соблюдение педагогическими работниками установленных режимных правил, оказание помощи обучающимся в подготовке к занятиям, оказание помощи администрации учреждения в воспитании осужденных, их социальной адаптации.
--------------------------------
<1> В настоящее время Министерство общего и профессионального образования РФ преобразовано в Министерство образования и науки РФ. - Примеч. ред.