Уголовно-исполнительный кодекс РФ ( УИК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 13. Право осужденных на личную безопасность

1. Осужденные имеют право на личную безопасность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 13 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

3. Начальник учреждения, исполняющего указанные в части второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 апреля 2006 г. N 46-ФЗ статья 13 настоящего Кодекса дополнена частью 4

4. Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

См. комментарии к статье 13 УИК РФ


<Статья 12 | Статья 13 | Статья 14>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья не только провозглашает, но и детально регламентирует право осужденных на личную безопасность. Речь идет об обеспечении личной безопасности осужденных, отбывающих наказания в виде ареста, ограничения или лишения свободы, т.е. о тех случаях, когда осужденные полностью или частично изолированы от общества и находятся под охраной или надзором персонала УИС. Данные лица либо не имеют возможности самостоятельно обеспечить свою личную безопасность (при аресте или лишении свободы), либо такая возможность существенно сужена (при ограничении свободы). Осужденные не могут самовольно покинуть камеру, жилую секцию или комнату, отряд или бригаду и вынуждены постоянно находиться с теми, от кого по тем или иным причинам исходит угроза. Причины угроз могут быть самыми разнообразными (личные неприязненные отношения, карточный долг), и их характер для реализации права на личную безопасность значения не имеет. Важно само наличие угрозы личной безопасности.
Ранее, когда право на личную безопасность осужденных в законе закреплено не было, они зачастую самостоятельно разрешали возникающие конфликты, угрожающие ситуации. Нередко это имело следствием возникновение крупных эксцес-сов, совершение преступлений, в том числе убийств и побегов. Так, если осужденный совершает побег за несколько недель или месяцев до своего освобождения, то причину данного поступка следует искать прежде всего в реальной угрозе и необес-печенности его личной безопасности.
2. Характер угрозы личной безопасности может быть различным: угроза убийства, причинения телесных поврежде-ний, избиения, совершения насильственного акта мужеложства и иного посягательства. В ряде случаев речь может идти о фактах систематического издевательства, которые в конечном счете могут спровоцировать возникновение конфликта с угро-зой личной безопасности для индивида, подвергающегося глумлению.
3. Комментируемая статья предусматривает, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности, и указанное лицо обязано незамедлительно принять соответствующие меры. На практике эти меры обычно выражаются в помещении такого осужденного в отдельную камеру ШИЗО до решения вопроса о месте его дальнейшего нахождения в учреждении или за его пределами. Нахождение осужденного в данном помещении никаких ограничений для него не предусматривает, он пользуется всеми принадлежащими ему правами.
4. Начальник учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, обязан досконально разобраться в создавшейся ситуации, выяснить причины возникновения угрозы для осужденного, выявить участников конфликта, его организаторов. В зависимости от результатов рассмотрения и оценки сущности конфликта начальник принимает конкретное решение относительно осуществления мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного, в том числе помещения его в безопасное место либо перевода в другое учреждение.
Федеральным законом от 10 марта 2006 г. N 46-ФЗ комментируемая статья дополнена ч. 4, гарантирующей безопас-ность любым участникам уголовного судопроизводства из числа осужденных, отбывающих наказание в ИУ. Основанием для принятия начальником учреждения (органа), исполняющего наказание, подобного решения является мотивированное постановление (определение) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя. В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ начальник учреждения (органа), исполняющего наказание (наделенный правом осуществления оперативно-розыскной деятельности), лично или по его поручению - работники оперативной части могут проводить дознание по фактам совершения преступлений на территории данного учреждения (органа) либо вне его территории, когда подозреваемыми являются осужденные или лица, находящиеся в СИЗО. Начальник учреждения (органа), исполняющего наказание, получив постановление (определение) о необходимости обеспечения мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, не может не принять его к исполнению, ссылаясь на недостаточную мотивированность, обоснованность такого постановления (определения), кроме случаев, когда дознавателем выступает его подчиненный. Конкретные меры по обеспечению безопасности осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, аналогичны рассмотренным выше.