Уголовно-исполнительный кодекс РФ ( УИК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 304-ФЗ часть 1 статьи 15 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

1. Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 304-ФЗ часть 2 статьи 15 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

2. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 304-ФЗ часть 3 статьи 15 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

3. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 304-ФЗ часть 4 статьи 15 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

4. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

5. Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

6. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.


<Статья 14 | Статья 15 | Статья 16>

Научно-практический комментарий:

1. Наименование комментируемой статьи дано в обобщенном виде, но ее содержание подразумевает традиционные виды жалоб, заявлений, ходатайств и предложений, с которыми осужденные обращаются по поводу интересующих их во-просов. В настоящее время со своими обращениями осужденные могут обращаться по любым вопросам. Жалобы обычно подаются на неправомерные действия, нарушающие права осужденных. Заявления и ходатайства могут касаться разрешения любых вопросов, относящихся в том числе и к реализации прав, свобод и иных законных интересов осужденных, особенно в связи с их нарушением или ограничением. Предложения, как правило, носят позитивный характер и направлены на совершенствование условий жизнедеятельности как самих осужденных, так и всего общества в целом, в чем проявляется их связь с гражданским обществом.
2. Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах, а также пред-ставлены на кино-, фото-, аудио- и видеоносителях. Все они рассматриваются администрацией учреждений и органов, ис-полняющих наказания, которая обязана дать ответ на каждое обращение осужденных.
3. Комментируемая статья устанавливает порядок подачи обращений осужденных в зависимости от того, какой вид наказания отбывает осужденный. Так, предложения, заявления и жалобы осужденных относительно ареста, лишения свобо-ды, смертной казни, содержания в дисциплинарной воинской части, адресованные в вышестоящие органы управления учре-ждениями и органами, исполняющими наказания, в суд, органы прокуратуры, государственной власти и местного само-управления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направ-ляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. К таким обращениям администрация, как правило, прилагает сведения, содержащие краткие установочные данные о заявителе, а также информацию о том, когда и как разрешалась проблема, обозначенная в обращении. Лица, осужденные к иным видам наказаний, направляют предложе-ния, заявления и жалобы самостоятельно.
4. Корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Однако предложения, заявления и жалобы осужденных к аре-сту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществ-ляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (суд, прокуратура, вышестоя-щие органы УИС, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и др.), цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.
В комментируемой статье речь идет не только о контроле, но и о надзоре. Кроме того, в ней говорится не о всех госу-дарственных органах, а об органах, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений, испол-няющих наказания, в число которых входят суд и прокуратура. УИК регламентирует осуществление контроля органами государственной власти и местного самоуправления (ст. 19), а также судебного контроля (ст. 20), ведомственного контроля (ст. 21), прокурорского надзора (ст. 22) и контроля общественных объединений (ст. 23). Однако контроль общественных объединений за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществим лишь в пределах, которые установлены законодательством РФ.
Органами, имеющими право контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, являются: законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов (включая органы местного самоуправления); органы судеб-ной власти (включая Конституционный Суд РФ). Обращения осужденных, адресованные указанным органам, цензуре не подлежат (подробнее см. комментарий к ст. 91 УИК).
5. При применении комментируемой статьи следует иметь в виду, что обращения осужденных по поводу решений и действий администрации органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и действий. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством РФ сроки и довести принятые решения до сведения осужденных, т.е. в данном случае применяется обычный для всех порядок рассмотрения обращений граждан. При рассмотрении заявлений, предложений и жалоб осужденных необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 апреля 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмот-рения обращений граждан Российской Федерации".

Глава 3. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ,
И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ