Уголовно-исполнительный кодекс РФ ( УИК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 182. Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 182. Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи

Осужденные, освобождаемые от ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.

См. комментарии к статье 182 УИК РФ


<Статья 181 | Статья 182 | Статья 183>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья лишь в самой общей форме закрепляет права лиц, освобожденных от наказаний в виде ог-раничения свободы, ареста или лишения свободы, на определенные виды социальной помощи. Уголовно-исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено иными законами. Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается прежде всего отсутствием необходимых экономических условий, однако не вызывает сомнения, что в пер-спективе юридические возможности получения рассматриваемой категорией лиц помощи в должном объеме будут расши-ряться. Определенные предпосылки к этому заложены в действующих федеральных законах и нормативных правовых актах органов исполнительной власти.
2. Практика показывает, что лица, освобожденные из ИУ, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без по-мощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействи-ем в органы федеральной службы занятости по месту жительства. Пункт 2 ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" относит лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органе фе-деральной службы занятости, вправе получать пособие, размер и условия выплаты которого определяются вышеназванным Законом.
3. Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно лишь отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по мес-ту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно также получение места в общежи-тии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.
Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по наследству, договору купли-продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.
При наличии условий, указанных в законе, возможны: восстановление утраченных прав на проживание в домах жи-лищного фонда; прописка (регистрация проживания) у родственников, супругов и иных граждан.
В ряде регионов по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы центры социальной адаптации, дома ночного пребывания и подобные им организации, предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам не имеющих жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание.
4. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специали-зированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" утверждены примерные положения: о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; о социальном приюте для детей; о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Основными задачами перечисленных учреждений являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация и экстренная помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, содействие в их дальнейшем устройстве.