Уголовно-исполнительный кодекс РФ ( УИК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 19. Контроль органов государственной власти

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 19. Контроль органов государственной власти

Федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.

<Статья 18.1 | Статья 19 | Статья 20>

Научно-практический комментарий:

1. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разде-ления на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих властей действует самостоятельно и не подчиняется друг другу. В комментируемой статье речь идет о праве осуществления государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, а именно о федеральных органах государственной власти.
2. В соответствии с Конституцией РФ высшую федеральную государственную власть в России осуществляют Прези-дент, Федеральное Собрание и Правительство.
Президент РФ осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью Правительства РФ, в том числе и по ис-полнению наказаний. На основании ч. 2 ст. 85 Конституции РФ он вправе приостанавливать действие актов органов испол-нительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международ-ным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Президент вправе издавать не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам указы и распоряжения по вопросам исполнения наказаний, утверждать соответствующие законы, принятые Федеральным Собранием.
Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, осуществ-ляет контроль прежде всего при подготовке и принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относя-щимся к деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Контрольные функции могут выполняться и при проведении парламентских слушаний, в ходе работы соответствующих комитетов и комиссий. Согласно п. "е" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в задачи которого входит обеспечение гарантий государст-венной защиты прав и свобод граждан (в том числе лиц, содержащихся под стражей, и осужденных), рассмотрение жалоб граждан на решения и действия государственных органов и должностных лиц, если эти действия были обжалованы ранее в судебном или административном порядке, но гражданин не согласен с решением, принятым по его жалобе. На основании ст. ст. 16 - 24 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченный вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, запрашивать и получать необходимую информацию и материалы, объяснения должностных лиц, проводить самостоятельно или совместно с компетентными госу-дарственными органами проверки.
В соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ в задачи Правительства РФ входит осуществление мер по обеспе-чению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В связи с этим Правительство осуществляет контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, создает надлежащие социально-экономические условия для их функционирования, принимает нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний. Особое внимание при этом уделяется вопросам обеспечения законности, соблюдения прав человека.
3. Право органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления осуществлять контроль за расположенными на их территории учреждениями и органами, исполняющими наказания, вытекает из положений п. п. "б", "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которым в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; кадры судебных и правоохранительных органов.
В связи с этим в ранее действовавшей ст. 4 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, испол-няющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусматривалось, что органы государственной власти субъектов РФ в пределах их полномочий:
1) входят с предложениями или дают согласие на создание и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания;
2) оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала учреждений, исполняющих на-казания;
3) создают учреждениям, исполняющим наказания, условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду, а также обеспечения реализации гарантий правовой и социальной защиты персонала и членов семей персонала;
4) в случаях, не терпящих промедления, с уведомлением соответствующих территориальных органов УИС привлека-ют для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных об-стоятельств персонал дислоцированных в районах указанных событий учреждений, исполняющих наказания;
5) устанавливают для персонала дополнительные гарантии социальной защиты за счет соответствующих бюджетов.
Перечисленными полномочиями (за исключением предусмотренных п. 1) обладали и органы местного самоуправле-ния, которые также определяли границы территорий, прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, и устанавли-вали режимные требования на этих территориях.
В процессе реализации вышеперечисленных прав органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления фактически получили возможность для осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
В настоящее время указанная ст. 4 Закона, предусматривавшая полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, признана утратившей силу. Тем не менее в ст. 3 данного Закона закреплено, что правовую основу деятельности УИС составляют Конституция РФ, Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и иные нормативные правовые акты РФ, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ. Таким образом, имеется явная коллизия законодательства: в одном случае исключено упоминание и об органах государственной власти субъектов РФ, и об органах местного самоуправления, в другом - лишь об органах местного самоуправления, в третьем (в статьях УИК) - сохранена вся триада властных структур. Подобная ситуация представляется противоестественной, и думается, что рассмотренные положения будут приведены в соответствие с Конституцией РФ, предусматривающей участие в той или иной форме всех властных структур (федеральных, субъектов РФ и органов местного самоуправления) в процессах исполнения наказания и организации воспитательного воздействия на осужденных. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ, внесший изменения в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", в определенной мере восполнил указанный пробел: теперь границы территорий, прилегающих к подведомственным учреждениям, на которых устанавливаются режимные требования, определяют территориальные органы УИС по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов либо органами местного самоуправления городских округов (по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ).