Уголовно-исполнительный кодекс РФ ( УИК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.

2. Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.


<Статья 1 | Статья 2 | Статья 3>

Научно-практический комментарий:

1. УИК является в настоящее время основным правовым актом, регулирующим исполнение всех видов уголовных на-казаний. Другие нормативные акты лишь дополняют и развивают его отдельные положения, что коренным образом отличает УИК от ранее действовавшего ИТК, который регулировал лишь отдельные виды наказания (лишение свободы, исправительные работы, ссылку и высылку, т.е. наказания, которые были соединены с так называемыми мерами исправительно-трудового воздействия - трудом, воспитательной работой, общим и профессиональным образованием), в связи с чем действовал еще и ряд других нормативных правовых актов, регламентирующих отбывание иных видов наказаний.
Комментируемая статья содержит указание на то, что уголовно-исполнительное законодательство состоит также и из других федеральных законов (например, Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального закона от 18 декабря 1996 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" и др.). При этом Конституция РФ, являясь базой для всего фе-дерального законодательства, выходит за рамки любой отрасли законодательства: ее нормы имеют прямое действие.
2. Со времени введения УИК в действие (1 июля 1997 г.) произошли существенные изменения прежде всего в органи-зационно-управленческой системе исполнения уголовных наказаний. Так, УИС из ведения МВД России была передана в ведение Минюста России. Кроме того, функция конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, была передана из ведения внутренних войск МВД России также в ведение Минюста России, а затем - в ведение ФСИН. Неоднократно ме-нялся и текст УИК.
3. В науке уголовно-исполнительное законодательство рассматривают в узком и широком смысле. В узком смысле - это федеральные конституционные и федеральные законы, принятые на уровне Российской Федерации, в широком - это, помимо названных законов, еще и относящиеся к вопросам исполнения уголовных наказаний иные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, уставы, положения, инструкции, наставления, приказы и иные предписания, издаваемые министерствами и ведомствами.
Кроме специальных законов, непосредственно регулирующих порядок и условия исполнения уголовных наказаний, имеется еще значительная группа законодательных актов, регулирующих совершенно иные сферы деятельности, но тем не менее содержащих положения, касающиеся деятельности УИС, правового статуса осужденных, подследственных или под-судимых. Однако такие акты не могут быть включены в уголовно-исполнительное законодательство.
4. Предметом уголовно-исполнительного законодательства является установление общих положений и принципов ис-полнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера. Если в отношении исполнения наказаний УИК полностью выполняет заявленные в комментируемой статье намерения, то в отношении иных мер уголовно-правового ха-рактера - лишь частично. К иным мерам уголовно-правового характера относятся: принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних; принудительные меры медицинского характера; конфискация имущества (ст. ст. 104.1, 104.2 и 104.3 УК РФ); условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Из всех перечисленных мер уголовно-правового характера УИК регламентирует лишь применение к осужденным мер медицинского характера и осуществление контроля за поведением условно освобожденных и условно осужденных, а также условно освобожденных женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет. Между тем в УК РФ регулируется не только порядок назначения таких мер, но и основные содержательные аспекты их применения и исполнения. УИК, принятый позднее УК РФ, мог лишь продублировать эти положения с внесением незначительных корректив. В будущем, по мере накопления практики применения данных институтов, в УИК могут быть включены соответствующие дополнения.
5. В уголовно-исполнительном законодательстве основное внимание уделяется правовой регламентации порядка и условий исполнения и отбывания наказаний и применения основных средств исправления осужденных. Это наиболее объемная и важная часть уголовно-исполнительного законодательства, так как прежде всего на ее основе реализуются карательные и принудительные элементы наказания и определяется порядок обращения с осужденными. Требования по исполнению наказаний законодатель относит к государственным органам, должностным лицам и иным субъектам, связанным с исполнением наказания либо имеющим те или иные правоотношения с осужденными. Все, что касается порядка и условий отбывания наказания, относится к осужденным.
6. Уголовно-исполнительное законодательство регулирует порядок деятельности учреждений и органов, исполняю-щих наказания. Этому вопросу уделяется большое внимание и в самом УИК, и в Законе РФ "Об учреждениях и органах, ис-полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Детально различные аспекты порядка функционирования на-званных учреждений и органов регламентируются в ведомственных нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний.
7. Уголовно-исполнительное законодательство содержит много норм, посвященных регулированию порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных. Данные вопросы отражены в УИК, а также в вышеупомянутом Законе, в котором определен порядок участия указанных субъектов применительно к деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы. В иных нормативных правовых актах в большей мере регулируется порядок участия этих субъектов в исправлении осужденных при исполнении других видов наказаний. Это нормативное положение имеет исключительно важное значение не только для исправления осужденных, но и для обеспечения демократизма и гласности при исполнении уголовных наказаний, повышения их эффективности.
8. Уголовно-исполнительное законодательство содержит нормы, регламентирующие порядок освобождения осужден-ных и оказания помощи освобождаемым лицам. Нормы об оказании помощи освобождаемым лицам в большей мере отно-сятся к законодательству о социальной профилактике и реабилитации лиц, утративших социально полезные связи с общест-вом. Уголовно-исполнительное законодательство акцентирует внимание на оказании такой помощи именно в момент осво-бождения лица и на его начальном этапе пребывания на свободе. Далее к работе с данными лицами подключаются службы занятости, реабилитации, профилактики и др. Органы и учреждения, исполняющие наказания, могут на этих стадиях реаби-литационной деятельности обеспечивать такие службы имеющейся у них информацией.