Уголовно-исполнительный кодекс РФ ( УИК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 23. Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 23. Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 23 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 23 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций исправительных учреждений или представителям дисциплинарных воинских частей видеть их, но не слышать.

3. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

<Статья 22 | Статья 23 | Статья 24>

Научно-практический комментарий:

1. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обеспечение этого им-перативного требования, положенного в основы конституционного строя России, должно быть защищено как государствен-ным, так и действенным общественным контролем. При этом общественный контроль, базирующийся на принципе непо-средственного осуществления народом своей власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ), является одним из основополагающих эле-ментов общественно-государственных отношений.
Комментируемая статья предусматривает два основных направления участия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания: 1) содействие в достижении цели исправления осужденных; 2) оказание посредством контроля помощи указанным государственным структурам в решении многочисленных административно-хозяйственных проблем обеспечения их нормального функционирования. При этом надо принимать во внимание, что в на-стоящее время реализация уголовно-исполнительной функции государства происходит в сложных социально-экономических условиях.
2. Государственные институты, в задачи которых входит ограничение прав и свобод человека (в целях и пределах, ус-тановленных законом), не могут быть свободны от контроля со стороны общества, так как эти институты призваны защи-щать не собственные, а общественные и государственные интересы. В свою очередь, общество, будучи вправе требовать от государственных учреждений безусловного исполнения законов и соблюдения прав человека, не должно оставаться безуча-стным к проблемам правоохранительных органов, учреждений пенитенциарной системы, в которых права заключенных нарушаются в большинстве случаев не по злому умыслу, а в основном по причине отсутствия необходимых, в том числе материальных, условий.
ИУ, СИЗО, другие учреждения, исполняющие наказания, зачастую находятся в сложной ситуации, связанной с пере-полнением тюрем, кредиторской задолженностью, отсутствием надлежащего финансирования, недостаточным обеспечением продуктами питания, медикаментами и медицинским оборудованием, постельными и столовыми принадлежностями. При таком бедственном положении крайне необходимы помощь общественных объединений в улучшении материально-бытовых и медико-санитарных условий мест содержания под стражей, их опыт психологической, культурной, социальной поддержки содержащихся там лиц. Практика последнего десятилетия показывает, что общероссийские и региональные общественные объединения, осуществляющие контроль за местами лишения свободы и оказывающие содействие работе учреждений пенитенциарной системы, обладают большим потенциалом.
3. Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона "Об общественном контроле за обес-печением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельно-сти", который направлен на преодоление "закрытости" мест, где содержатся осужденные, подозреваемые и обвиняемые. Этот законопроект исходит из необходимости восстановления и развития в современных условиях применявшихся ранее различных форм общественного контроля и попечения над тюрьмами, которые имели место как в Российской империи (Об-щество попечительное о тюрьмах, в которое входили представители власти и видные общественные деятели), так и в период советской власти (наблюдательные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних).
Названный законопроект регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением общественного контроля за обеспечением в местах принудительного содержания неотъемлемых прав человека на жизнь, охрану здоровья и медицин-скую помощь, равенство перед законом, защиту от пыток, насилия, другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, злоупотреблений властью, и определяет порядок оказания общественными объеди-нениями содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей.
Предполагается, что общественный контроль будут осуществлять общественные наблюдательные комиссии, образуе-мые в субъектах РФ и действующие в пределах границ соответствующих субъектов. Эти комиссии должны формироваться общественными объединениями, а работать, возможно, будут под эгидой Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ.
В 2007 г. при Федеральной службе исполнения наказаний России создан общественный совет по проблемам деятель-ности уголовно-исполнительной системы, основной целью которого является привлечение общественности к участию в ре-шении задач, стоящих перед УИС, защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в СИЗО. Определенными кон-трольными функциями в отношении деятельности УИС обладает также Общественная палата РФ.
4. Существуют различные формы общественного контроля. Так, ч. 1 комментируемой статьи предусматривает содей-ствие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания, а также участие в исправлении осужденных. Согласно ч. 2 комментируемой статьи общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельно-стью учреждений и органов, исполняющих наказания, на основании и в порядке, предусмотренных законодательством РФ.
Соответствующая норма содержится и в Законе РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ст. 38 которого устанавливает, что общественные организации контролируют деятельность учреж-дений, исполняющих наказания, и СИЗО в пределах и порядке, установленных законодательством РФ.

На сайте также ищут:
Статья 60.5. Материально-бытовое обеспечение осужденных к принудительным работам
Статья 60.17. Уклонение от отбывания принудительных работ
Статья 162. Краткосрочные выезды осужденных военнослужащих за пределы дисциплинарной воинской части
Статья 24. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания
Статья 60.18. Надзор за осужденными к принудительным работам и меры по предупреждению нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ