Уголовно-исполнительный кодекс РФ ( УИК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 25. Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 25. Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 273-ФЗ часть 1 статьи 25 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

1. Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.


<Статья 24 | Статья 25 | Статья 26>

Научно-практический комментарий:

1. Обязательные работы как вид уголовного наказания впервые были введены УК РФ 1996 г. Поскольку данный вид наказания являлся новым для пенитенциарной системы России, законодатель дважды вводил отлагательную норму в отно-шении его практического применения.
Изначально в соответствии с Федеральными законами от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" положения о наказании в виде обязательных работ должны были быть введены в действие отдель-ным федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2001 г. Однако к этому времени такие условия в стране так и не были созданы.
Затем отлагательная норма была введена Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 4-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", согласно которому положения о наказании в виде обязательных работ должны быть введены в действие не позднее 2004 г. При этом осталось неизменным требование об из-дании специального федерального закона о введении этого вида наказания. Такой Закон был принят Государственной Думой 22 декабря 2004 г. В настоящее время порядок исполнения обязательных работ регламентируется гл. III Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005 г. N 38.
2. Введение наказания в виде обязательных работ требует достаточно больших материальных, финансовых и иных затрат со стороны государства. В частности, была значительно увеличена штатная численность УИИ (с 4680 штатных единиц в 2005 г. до 9737 в 2006 г. и до 2442 - в 2007 г.), для координации деятельности районных инспекций образованы межрайонные инспекции, существенно укрепляется материально-техническое обеспечение их деятельности (строятся специальные помещения, оснащенные необходимыми техническими средствами, обеспечивается необходимый транспорт).
Заметим, что в цивилизованных странах для применения наказания в виде общественных (обязательных) работ правительства в бюджетах предусматривают солидные средства на создание рабочих мест для осужденных к данному виду наказания лиц. Так, например, в Финляндии ежегодно выделяются средства на создание около 100 тыс. рабочих мест. В России сегодня ситуация иная: вопросами финансирования и поиска рабочих мест для осужденных должны заниматься органы местного самоуправления. Поэтому в Законе о введении обязательных работ следовало бы дать конкретное поручение Правительству РФ о выделении средств в ежегодном бюджете страны на создание рабочих мест для данной категории осужденных.
3. Обязательные работы относятся к уголовным наказаниям без изоляции от общества и применяются, как правило, за преступления небольшой или средней тяжести и в качестве альтернативы лишению свободы. В настоящее время обязатель-ные работы имеют много общего с исправительными работами при меньшем объеме ограничений прав и свобод осужден-ных.
При назначении наказания в виде обязательных работ осужденные в соответствии со ст. 10 УИК ограничиваются в конституционных правах на свободный выбор вида труда и его добровольность, на вознаграждение за труд и на отдых.
Обязательные работы могут применяться только в качестве основного вида наказания.
В соответствии с уголовным законодательством РФ обязательные работы состоят в выполнении осужденным в сво-бодное от основной работы или учебы время бесплатных общественных работ. Несовершеннолетние осужденные к обяза-тельным работам выполняют бесплатные общественные работы, посильные для них с учетом их возраста и трудоспособно-сти.
Вид обязательных работ и предприятия, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправле-ния по месту жительства осужденного по согласованию с УИИ, исполняющей данное наказание.
Основанием для исполнения обязательных работ является приговор суда либо изменяющее его определение или по-становление, вступившее в законную силу. Таким основанием может быть также акт помилования или акт об амнистии.
Не позднее 15 дней после поступления соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, по-становления) осужденные к обязательным работам ставятся на учет УИИ по месту жительства, которые разъясняют им по-рядок и условия отбывания наказания, направляют их на объекты отбывания наказания.
Обязательные работы назначаются судами не слишком интенсивно: в 2005 г. к данному виду наказания было осужде-но 17382 человека (1,5% общего числа осужденных), а за первое полугодие 2006 г. - 21416 человек (2,6%); в 2007 г. динами-ка интенсивности применения обязательных работ осталась прежней.
4. Исполнение наказания в виде обязательных работ возложено на УИИ по месту жительства осужденных. Согласно Положению об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729, УИИ являются учреждениями УИС, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ уголовные наказания в отношении лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества.
Обеспечивая исполнение наказаний в виде обязательных работ, УИИ: согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов для отбывания обязательных работ осужденными; ведут учет осужденных и суммарный учет отработанного ими времени; осуществляют контроль за поведением осужденных; проводят первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от отбывания обязательных работ.
В связи с тем, что обязательные работы теперь выполняются бесплатно, функция контроля за своевременным пере-числением в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными работы с УИИ снята.

На сайте также ищут:
Статья 148. Освобождение от наказания в виде ограничения по военной службе или замена его осужденному военнослужащему, увольняемому с военной службы
Статья 77.2. Сроки содержания под стражей осужденных к лишению свободы, привлекаемых к уголовной ответственности по другому делу
Статья 95. Приобретение и хранение осужденными к лишению свободы литературы и письменных принадлежностей
Статья 190. Ответственность условно осужденных
Статья 134. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях