Уголовно-исполнительный кодекс РФ ( УИК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.


<Статья 7 | Статья 8 | Статья 9>

Научно-практический комментарий:

1. УИК в отличие от УК РФ лишь перечисляет принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законо-дательство РФ, не раскрывая сущности каждого из них. Поэтому содержательная сторона каждого из указанных в УИК принципов раскрывается исходя из многолетней практики их применения и научного анализа используемых в законе терми-нов.
2. Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве проявляется в различных направлениях и фор-мах. По сравнению с ранее действовавшим ИТК в УИК данный принцип воплощен намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в сфере исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осуж-денными. Прежде всего из содержания норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний (особен-но лишения свободы), изъята излишняя тюремная специфика, отражающая суровость наказания. Для избежания его чрез-мерной жесткости были отменены многие ограничения в отношении осужденных. По истечении ряда лет практика примене-ния УИК показала необходимость дальнейшей гуманизации условий и порядка отбывания наказания, что и было осуществ-лено Федеральными законами от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ и от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ.
В УИК закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты осужденных от пыток, насилия и другого жес-токого или унижающего человеческое достоинство обращения с ними. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их по-лезной инициативы.
Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и на-строения проявлять себя определенным образом. Так, если осужденный не нарушает установленного порядка и дисциплины, ему предоставляется широкая возможность получения различного рода льгот и ослабления режимных требований; если же он выбирает путь неповиновения и правонарушений, он не только не получает эти льготы, но, наоборот, режимные требования могут быть существенно ужесточены (например, в ИУ - путем применения системы взысканий, перевода в более строгие условия содержания и даже в тюрьму).
Благодаря такой системе противовесов в предоставлении льгот основная масса осужденных заинтересована в право-послушном поведении. Это в конечном счете обеспечивает устойчивую обстановку в УИС, по существу исключая массовые проявления недовольства со стороны осужденных. Сегодня фактическое воплощение в жизнь всех гуманистических прояв-лений закона затрудняет крайняя скудность материально-финансового и иного ресурсного обеспечения данной системы. Его недостаточность сводит к минимуму многие гуманистические начала уголовно-исполнительного законодательства. В последнее время осуществлены крупные изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены многие ограничения в расходовании осужденными денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, сокращены сроки фактического отбытия наказания при представлении к условно-досрочному освобождению или замене наказания более мягким и ряд других.
Принцип гуманизма должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в УИК предусматриваются меры по надежной изоляции и охране осужденных, по пресечению как с их стороны, так и со стороны иных граждан различных попыток проникновения на охраняемые территории, нападений на охрану, проносов запрещенных предметов и других подобных действий.
3. Принцип демократизма проявляется в том, что уголовно-исполнительное законодательство хотя и исходит из кон-ституционного положения о федеральном построении УИС, но тем не менее предоставляет довольно широкие права субъек-там РФ и органам местного самоуправления в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, испол-няющих наказания. Органы власти субъектов РФ оказывают исключительно большую финансовую помощь указанным уч-реждениям и органам (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, освобождению от налогов, предоставлению различного рода льготных кредитов и т.п.). Принцип демократизма проявляется и в других фор-мах: в порядке беспрепятственной подачи и разрешения в определенные сроки жалоб и заявлений осужденных, в свободе выбора ими языка обращения и переписки, в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле, прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказа-ния, в содействии их работе общественных объединений.
4. Принцип равенства осужденных перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих кон-кретный вид наказания или находящихся на одном режиме ИУ, независимо от национальной принадлежности, социального положения, вероисповедания и других подобного рода признаков. Различия здесь предусматриваются лишь в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное - от поведения осужденных.
5. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, что, в свою очередь, является следствием проведенных дифференциации и индивидуализации личности самих осужденных.
Дифференциация осужденных осуществляется на разных этапах и в зависимости от ее основания. В процессе отбыва-ния наказания осужденные дифференцируются на определенные группы с учетом возраста, состояния здоровья, наличия семьи и родственников, отбытого срока наказания и поведения, возможности досрочного (в любой форме) освобождения, наличия профессии и т.д.
Внутри классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из них, выявляются ее основные характеристики, в том числе положительные и отрицательные качества. Следует отметить, что личность осужден-ного не может быть представлена как сосредоточение лишь одних негативных свойств и качеств: отдельные из них могут быть поражены полностью, другие - частично, а некоторые могут находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала УИС - составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать и осуществить программу воспитательных воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая, блокируя ее отрицательные свойства.
Сейчас с согласия осужденных им может быть оказана психологическая помощь работниками психологических служб или иными лицами. В каждом ИУ разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые предъявляет к осужденным персонал всех служб. В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления. Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но в целом она доказана практикой.
В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации изложены достаточно полно и подроб-но. Система мер стимулирования правопослушного поведения сейчас намного богаче и обширнее, чем была раньше. Полно-та ее реализации зависит от уровня организаторской работы и педагогического мастерства воспитателей.
6. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием был закреплен и в ранее действовавшем исправи-тельно-трудовом законодательстве. Правда, тогда он относил к предмету исправительно-трудового законодательства регу-лирование исполнения лишь тех наказаний, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия. Теперь же предмет законодательства намного шире: он включает в себя регулирование исполнения не только всех видов наказаний, но и иных мер уголовно-правового характера. Тем не менее данный принцип сохраняется. Учитывая, что большинство наказаний соединяется на стадии их исполнения с исправительным воздействием, этот принцип является определяющим для характеристики уголовно-исполнительного законодательства.
Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс различных воспитательных мероприятий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитив-ные свойства личности.