Уголовно-исполнительный кодекс РФ ( УИК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 85. Режим особых условий в исправительных учреждениях

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 85. Режим особых условий в исправительных учреждениях

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 апреля 2006 г. N 46-ФЗ в часть 1 статьи 85 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. В случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

2. В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88 - 97 настоящего Кодекса, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. N 194-ФЗ в часть 3 статьи 85 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток по основаниям, определенным частью первой настоящей статьи.

4. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, предусмотренные частью второй настоящей статьи, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.


<Статья 84 | Статья 85 | Статья 86>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья в отличие от ранее действовавшего законодательства содержит больше оснований для вве-дения в ИУ режима особых условий. Кроме массовых беспорядков, УИК называет дополнительно стихийные бедствия, вве-дение в районе расположения ИУ чрезвычайного или военного положения, а также групповые неповиновения осужденных. Все эти обстоятельства в любом виде могут послужить основанием для принятия решения о введении режима особых усло-вий.
Стихийное бедствие представляет собой явление природного характера (землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и т.п.), ставящее ИУ в экстремальное состояние. Чрезвычайное или военное положение объявляется соответствую-щим субъектом исполнительной власти, на основании чего расположенное в данном районе ИУ автоматически переводится на режим особых условий. Массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных наиболее часто по сравнению с другими основаниями влекут принятие решения о введении режима особых условий. В этом случае, если не принять необ-ходимых мер по их ликвидации, могут наступить тяжелые последствия (разгром ИУ в целом или отдельных его частей, при-чинение вреда жизни и здоровью осужденных, персоналу и иным лицам).
2. Групповые неповиновения осужденных характеризуются, как правило, пассивной формой поведения (отказы от приема пищи, невыход из помещений, на работу и т.п.), когда осужденные отказываются выполнять распоряжения админи-страции и возложенные на них обязанности. Близки к групповым неповиновениям групповые хулиганские действия, прояв-ляющиеся активно и в ряде случаев связанные с насилием над личностью осужденных, но они обусловлены все же хулиган-скими мотивами, а не стремлением противодействовать администрации ИУ. К тому же обычно групповые хулиганские дей-ствия носят локальный характер.
Массовые беспорядки связаны не просто с неисполнением распоряжения администрации, а выражаются в погромах, поджогах, избиениях осужденных, расправах с неугодными, в захватах заложников и в ряде подобных действий. В данном случае под угрозу ставится общественная безопасность, жизнь и здоровье осужденных и персонала. Мотивы подобных дей-ствий, как правило, обусловлены недовольством существующими порядками, требованиями их изменения, предоставления незаконных привилегий, смены тех или иных представителей администрации и другими аналогичными по своей мотиваци-онной окраске требованиями. Обоснованность требований осужденных, если они связаны с угрозой общественной безопас-ности, жизни и здоровью осужденных и персонала, при решении вопроса о введении режима особых условий значения не имеет; осужденные обязаны подчиняться установленным законодательством требованиям и правилам поведения.
3. Режим особых условий может выражаться в ряде конкретных действий. Прежде всего, может быть приостановлена реализация принадлежащих осужденным прав, предусмотренных ст. ст. 88 - 97 УИК (приобретение продуктов питания, пре-доставление свиданий и выездов, получение посылок и передач, переписка и др.). Режим особых условий в обязательном порядке предусматривает перевод ИУ на усиленный режим охраны и надзора, который достигается за счет уплотнения гра-фика работы персонала и уменьшения времени отдыха, запрещения отлучек, отпусков и т.п. При режиме особых условий устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на объекты ИУ и прилегающие к ним территории. Наконец, в самом ИУ может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, куль-турно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных, которые, наоборот, могут расширить сферу и время своей деятельности. Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осуж-денных, так и для работы самого персонала.
4. Режим особых условий при возникновении указанных выше оснований устанавливается строго определенными ли-цами и на строго определенный срок. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник ИУ может вводить меры, связанные с режимом особых условий, самостоятельно с не-медленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. Такими должностными лицами вы-ступают руководитель ФСИН либо начальник территориального органа УИС субъекта РФ. Свое решение о введении режима особых условий указанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. Получив известие о введении начальником ИУ режима особых условий, указанные должностные лица в течение трех суток должны принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер. Режим особых условий вводится на срок до 30 суток; при необходимости он может быть продлен на тот же срок.